Категорирование и паспортизация Печать

Категорирование. Правило «двенадцати»

 

Каждый выполненный проект по категорированию и паспортизации объектов ТЭК имеет свою историю.

Наш опыт убедил нас в том, что предприятия ТЭК в части исполнения требований 256 ФЗ испытывают недостаток в инструментариях, позволяющих формализовать и автоматизировать методики,  утвержденные Министерством энергетики в своих «Методических Рекомендациях…» от 10.10.2012 г., и, как следствие, методики МЧС и Ростехнадзора.

На семинарах, которые проводятся под эгидой ИПК ТЭК, а также на других площадках, слушатели  продолжают поднимать вопросы в части совершенствования законодательной базы, повышения качества методик при определении как уровней защищенности, так и определении категорий критических элементов.

Одним из факторов, влияющих на качество работ при категорировании, паспортизации, либо на этапе актуализации, является экономический фактор.

Этот «проблемный фактор» присутствует на всех этапах, начиная с момента объявления тендерных/конкурсных процедур, и далее влияет на выбор Поставщика услуг, на согласование технического задания к договору, собственно на содержание работ.

Венцом всех усилий, безусловно, является согласование результатов ПРЕДПРОЕКТНЫХ исследований (а категорирование является именно таковым) в межведомственной комиссии, а далее в антитеррористической комиссии.

Интерес для слушателей может представить состояние рынка в данной области услуг. Грандиозное поле для деятельности, поскольку до настоящего времени нет объективных критериев как в отношении  специализированных организаций, так и в отношении ценообразования.

Можно утверждать, что остается открытым вопрос в части способности  предприятий ТЭК отстоять свою позицию в условиях многообразия подходов к определению потенциально-опасных участков, критических элементов, привлекательности к совершению АНВ, моделей нарушителей и базовых угроз.

Наконец, в редчайших случаях уделяется должное внимание расчетам значений показателей критериев категорирования. Важно отметить, что определить правильность расчетов  способны, с одной стороны,  специалисты соответствующей квалификации, с другой стороны, подобная экспертиза требует немалых временных затрат. И можно усомниться в детальном исследовании расчетно-пояснительных записок приглашаемыми в межведомственные комиссии, в соответствии с Постановлением Правительства №459 от 05.05.2012 г., представителями  ведомств.

Еще одно наблюдение.

Зачастую представители ведомств демонстрируют авторитарность в вопросах определения базовых угроз, моделей нарушителей и других вопросах, тем самым дезавуируя  саму ценность проведенной работы по применению методов экспертных оценок и не только И в этом смысле все более очевидным становится вопрос правовой дилеммы: возможно ли противостоять эпизодическим проявлениям административной составляющей? На наш взгляд, «да», если все сделано в строгом соответствии с Законом, перед которым, как известно из Конституции Российской Федерации, все равны.

Поскольку  свободное изложение  результатов накопленного опыта  в формате  новостных  строк  не представляется возможным,   можно  обращаться  в адрес АО «Амулет»  с соответствующими запросами.  После подтверждения  полномочий   мы открыты для диалога  и  готовы оказать практическую помощь в т.ч. в части автоматизации процессов  разработки Актов категорирования и обследования, а также паспорта безопасности.

Мы также готовы предложить различные варианты  основанных на «Технических Заданиях на модернизацию»   проектных решений  СИТЗ,  которые учитывают перечень  компенсационных мероприятий   как для критических элементов, так и для объекта в целом.

В заключение представим информацию по курсам при ИПК ТЭК.

Полный курс обучения руководителей и работников объектов ТЭК, включает в себя несколько модулей, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте ИПК ТЭК.

Семинары каждого модуля посвящены основным вопросам, связанным с обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, а именно:

  • Изучению нормативной базы, относительно ФЗ №256 «О безопасности объектов ТЭК», Постановлений Правительства РФ от 05.05.2012 г. №458, №459, №460 и других подзаконных актов и нормативных документов, регламентирующих вопросы по безопасности объектов ТЭК.
  • Оценке антитеррористической защищенности и достаточности инженерно-технических средств охраны на объектах ТЭК в зависимости от присвоенного уровня антитеррористической защищенности.
  • Детальному рассмотрению вопроса по выбору инженерно-технических средств охраны, в зависимости от специфики объекта, но с учетом выполнения всех требований, предъявляемых законодательством по обеспечению безопасности объекта ТЭК в зависимости от присвоенной категории по степени потенциальной опасности.

В заключение  - лаконичный перечень необходимых задач при категорировании.

Следуйте ему.

Отстаивайте свое право на надлежащее выполнение требований 256-ФЗ от 25.07.2011 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и соответствующих подзаконных актов.

И придет успех!

  1. определение потенциально-опасных участков (ПОУ)
  2. выделение методом экспертных оценок из числа ПОУ критических элементов (КЭ)
  3. определение методами экспертных оценок моделей нарушителей, базовых угроз в отношении КЭ
  4. определение уязвимых мест на периметре объекта (в случае проникновения и ухода внешнего нарушителя, либо ухода внутреннего нарушителя)
  5. определение (при необходимости) уязвимых мест на периметре (КЭ) для проникновения и отступления нарушителя
  6. составление (разработка) перечня возможных (вероятных ) путей (маршрутов) движения внешнего нарушителях от уязвимых мест на периметре объекта к (КЭ)
  7. определение приоритетного сценария развития аварийной ситуации, в том числе определение: 1. методом экспертных оценок степень важности (для нарушителя) того, либо иного критерия с т.з. негативных последствий; 2. методом экспертных оценок перечня комбинаций  развития аварийных  ситуаций по "убыванию" приоритета; 3. дополнительных мер технологической безопасности на базе метода "физических барьеров безопасности".
  8. определение методами экспертных оценок привлекательности КЭ к совершению АНВ
  9. определение уровней защищенности КЭ
  10. разработка компенсационных мероприятий в отношении СИТЗ и оргмероприятий на КЭ
  11. определение достаточности инженерно-технических мероприятий для обеспечения заданного уровня антитеррористической защищенности  на КЭ И ОБЪЕКТЕ В ЦЕЛОМ с помощью технологии "Амулет"
  12. оформление выходных документов по результатам категорирования.

Обновлено ( 23.11.2019 18:00 )