Категорирование и паспортизация |
Категорирование. Правило «двенадцати»
Каждый выполненный проект по категорированию и паспортизации объектов ТЭК имеет свою историю. Наш опыт убедил нас в том, что предприятия ТЭК в части исполнения требований 256 ФЗ испытывают недостаток в инструментариях, позволяющих формализовать и автоматизировать методики, утвержденные Министерством энергетики в своих «Методических Рекомендациях…» от 10.10.2012 г., и, как следствие, методики МЧС и Ростехнадзора. На семинарах, которые проводятся под эгидой ИПК ТЭК, а также на других площадках, слушатели продолжают поднимать вопросы в части совершенствования законодательной базы, повышения качества методик при определении как уровней защищенности, так и определении категорий критических элементов. Одним из факторов, влияющих на качество работ при категорировании, паспортизации, либо на этапе актуализации, является экономический фактор. Этот «проблемный фактор» присутствует на всех этапах, начиная с момента объявления тендерных/конкурсных процедур, и далее влияет на выбор Поставщика услуг, на согласование технического задания к договору, собственно на содержание работ. Венцом всех усилий, безусловно, является согласование результатов ПРЕДПРОЕКТНЫХ исследований (а категорирование является именно таковым) в межведомственной комиссии, а далее в антитеррористической комиссии. Интерес для слушателей может представить состояние рынка в данной области услуг. Грандиозное поле для деятельности, поскольку до настоящего времени нет объективных критериев как в отношении специализированных организаций, так и в отношении ценообразования. Можно утверждать, что остается открытым вопрос в части способности предприятий ТЭК отстоять свою позицию в условиях многообразия подходов к определению потенциально-опасных участков, критических элементов, привлекательности к совершению АНВ, моделей нарушителей и базовых угроз. Наконец, в редчайших случаях уделяется должное внимание расчетам значений показателей критериев категорирования. Важно отметить, что определить правильность расчетов способны, с одной стороны, специалисты соответствующей квалификации, с другой стороны, подобная экспертиза требует немалых временных затрат. И можно усомниться в детальном исследовании расчетно-пояснительных записок приглашаемыми в межведомственные комиссии, в соответствии с Постановлением Правительства №459 от 05.05.2012 г., представителями ведомств. Еще одно наблюдение. Зачастую представители ведомств демонстрируют авторитарность в вопросах определения базовых угроз, моделей нарушителей и других вопросах, тем самым дезавуируя саму ценность проведенной работы по применению методов экспертных оценок и не только И в этом смысле все более очевидным становится вопрос правовой дилеммы: возможно ли противостоять эпизодическим проявлениям административной составляющей? На наш взгляд, «да», если все сделано в строгом соответствии с Законом, перед которым, как известно из Конституции Российской Федерации, все равны. Поскольку свободное изложение результатов накопленного опыта в формате новостных строк не представляется возможным, можно обращаться в адрес АО «Амулет» с соответствующими запросами. После подтверждения полномочий мы открыты для диалога и готовы оказать практическую помощь в т.ч. в части автоматизации процессов разработки Актов категорирования и обследования, а также паспорта безопасности. Мы также готовы предложить различные варианты основанных на «Технических Заданиях на модернизацию» проектных решений СИТЗ, которые учитывают перечень компенсационных мероприятий как для критических элементов, так и для объекта в целом. В заключение представим информацию по курсам при ИПК ТЭК. Полный курс обучения руководителей и работников объектов ТЭК, включает в себя несколько модулей, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте ИПК ТЭК. Семинары каждого модуля посвящены основным вопросам, связанным с обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, а именно:
В заключение - лаконичный перечень необходимых задач при категорировании. Следуйте ему. Отстаивайте свое право на надлежащее выполнение требований 256-ФЗ от 25.07.2011 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и соответствующих подзаконных актов. И придет успех!
|
Обновлено ( 23.11.2019 18:00 ) |