Лекции
Оценка уровня стресса обучающихся в учебном компьютерном классе при выполнение практических заданий PDF Печать E-mail

Настоящей статьей мы начинаем информировать нашу аудиторию с материалами, на базе которых, прямо либо опосредованно, формируется концепция модуля оценки состояния слушателя в процессе исследования и овладения автоматизированной обучающей системой.


1. «Стресс» - определение

Стресс (от англ. Stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой (температурный), световой, голодовой и другие стрессы (облучения и т. д.).

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее.

"Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования […] Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса".

— Ганс Селье, "Стресс жизни"

2. Классическая концепция стресса

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия.

До появления работ этого автора считалось, что реакция организма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диаметрально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же «антистрессорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору.

Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом.

Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:

  • cтадию тревоги;
  • стадию резистентности (адаптации);
  • стадию истощения.

 

Обновлено ( 24.09.2016 03:31 )
Подробнее...
 
Лекция №1 PDF Печать E-mail

В данной лекции раскрываются следующие темы:

  1. Общий смысл понятия «вероятность»;
  2. Примеры опасных событий и вероятности их наступления;
  3. Модель нарушителя и направления атаки;
  4. Примеры оценки и анализа риска аварий для магистральных нефтепроводов;
  5. Пример модели нарушителя;
  6. Суть технологии «Амулет».

Ознакомиться с материалом лекции

 

Обновлено ( 22.09.2016 06:18 )
 
Лекция №2 PDF Печать E-mail

В данной лекции раскрываются следующие темы:

  1. Технический риск. Что показывает эта величина?;
  2. Чем опасны технические риски?;
  3. Объективная структура анализа риска;
  4. Страхование опасных производственных объектов;
  5. Управление рисками;
  6. Идентификация, оценка, план реагирования на риски;
  7. Описание технологии определения вероятности наступления критически важных событий (один из способов снижения риска).

Ознакомиться с материалом лекции

Обновлено ( 22.09.2016 06:19 )