Практический опыт
Практический опыт PDF Печать E-mail

Помимо проведения работ по категорированию, паспортизации и актуализации паспортов безопасности для объектов ТЭК, специалисты АО «Амулет» занимаются исследованием документов (актов категорирования и обследования, паспорта безопасности), поступающих от объектов ТЭК. В рамках проведения исследования поступающей документации, сотрудники АО «Амулет» выдают заключения, с целью выявления несоответствий или подтверждения корректного составления документов в рамках исполнения требований ФЗ №256 «О безопасности объектов ТЭК».

С точки зрения проведения актуализации паспортов безопасности, ценность подобного опыта специалистов АО "Амулет" заключается в том, что на основании "Заключений" предлагаются рекомендации по качественному улучшению Актов категорирования, Актов обследования и Паспортов безопасности в соответствии с требованиями законодательных актов в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе Методических рекомендаций Минэнерго РФ.

Наиболее интересный опыт, в рамках проведения работ по категорированию и паспортизации объектов ТЭК приобретается на семинарах, проводимых для работников топливно-энергетического комплекса. Занятия проводятся на базе Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса (ФГАОУ ДПО "ИПК ТЭК") Минэнерго России. Занятия, как правило, включают в себя лекционный материал и проведение семинаров, на которых на обсуждение выносятся проблемные и интересующие слушателей вопросы по категорированию, паспортизации, актуализации паспортов безопасности объектов ТЭК, в соответствие с Федеральным законом от 21.07.2011 г. №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

Полный курс обучения руководителей и работников объектов ТЭК, включает в себя несколько модулей, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте ИПК ТЭК.

Семинары каждого модуля посвящены основным вопросам, связанным с обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, а именно:

  • Изучению нормативной базы, относительно ФЗ №256 «О безопасности объектов ТЭК», Постановлений Правительства РФ от 05.05.2012 г. №458, №459, №460 и других подзаконных актов и нормативных документов, регламентирующих вопросы по безопасности объектов ТЭК.
  • Оценке антитеррористической защищенности и достаточности инженерно-технических средств охраны на объектах ТЭК в зависимости от присвоенного уровня антитеррористической защищенности.
  • Детальному рассмотрению вопроса по выбору инженерно-технических средств охраны, в зависимости от специфики объекта, но с учетом выполнения всех требований, предъявляемых законодательством по обеспечению безопасности объекта ТЭК в зависимости от присвоенной категории по степени потенциальной опасности.

Подводя небольшой итог, хотелось бы отметить, что при возникновении вопросов или трудностей в проведении работ по категорированию и паспортизации можно напрямую обращаться в адрес АО «Амулет» с соответствующими запросами.

После подтверждения полномочий мы открыты для диалога и готовы оказать практическую помощь в рамках подготовки заключений, а также в автоматизации процессов разработки Актов категорирования и обследования, паспорта безопасности.

Обновлено ( 09.08.2017 08:23 )
 
Категорирование и паспортизация PDF Печать E-mail

За период с января 2014 г. по май 2015 г.   специалисты предприятия  «Амулет»  провели работы по категорированию и паспортизации  на более чем  120 объектах  ТЭК. Только за последние 3 месяца проведены полноценные работы  в интересах 18 предприятий.

По состоянию на лето 2015 г., надо полагать, значительная  часть предприятий   России прошла  этапы  выполнения требований 256 ФЗ.  Получившие категорию предприятия вступили в этап актуализации паспортов безопасности.

Накоплен определенный опыт и на площадках мероприятий под эгидой различных структур топливно-энергетического комплекса специалисты получают возможность делиться своими приобретенными  знаниями, положительными или  менее успешными примерами.

Значительная часть  потенциально интересных  тем затрагивается на семинарах, которые проводят преподаватели ИПК ТЭК Минэнерго России. С наименованиями  семинаров  можно  ознакомиться  на сайте ИПК ТЭК.

В нашем коротком анонсе хотелось бы подчеркнуть, что предприятия ТЭК в части исполнения требований 256 ФЗ испытывают недостаток в инструментариях, позволяющих формализовать и автоматизировать методики,  утвержденные Министерством энергетики от 10.10.2012 г., и, как следствие, методики МЧС и Ростехнадхора.  На это обращали внимание специалисты, которые  принимали участие в категорировании и паспортизации  своих объектов. 

Поскольку  свободное изложение  результатов накопленного опыта  в формате  новостных  строк  не представляется возможным,   можно  обращаться  в адрес ЗАО «Амулет»  с соответствующими запросами.  После подтверждения  полномочий   мы открыты для диалога  и  готовы оказать практическую помощь в т.ч. в части автоматизации процессов  разработки Актов категорирования и обследования, а также паспорта безопасности.

Мы также готовы предложить различные варианты основанных на «Технических Заданиях на модернизацию»   проектных решений  СИТЗ,  которые учитывают перечень  компенсационных мероприятий,   как для критических элементов, так и для объекта в целом.

В значительной мере необходимо учитывать тот факт, что надзор и контроль за исполнением требований 256 ФЗ возложены на МВД России. И неукоснительное соблюдение требований Законодательства в части категорирования и паспортизации может служить залогом успешной защиты выводов в части присвоении объекту ТЭК категории потенциальной опасности от АНВ.

Обновлено ( 10.06.2015 01:29 )
 
Практический опыт категорирования и паспортизации объектов ТЭК Печать

Практический опыт категорирования и паспортизации

объектов топливно-энергетического комплекса

Со дня принятия  Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» № 256 от 21 июля 2011 г. прошло чуть менее двух лет. В мае 2012 года были подписаны Постановления Правительства Российской Федерации № 458, 459, 460 от 05 мая 2012г., после чего активизировался процесс по проверке безопасности объектов ТЭК.

В рамках реализации требований Федерального закона специалисты ЗАО «Амулет» выполняли работу с октября 2012 года по май 2013 года, были проведены консультации и обмен мнениями с более чем 120 предприятиями. Специалистов волнуют важные и насущные вопросы: как определять модель нарушителя, как определить базовую угрозу для критического элемента, что считать критическим элементом, учитывается ли собственный ущерб при присвоении категории по потенциальной опасности и многое другое.

На основе имеющегося опыта наши специалисты разработали классификатор критических элементов для некоторых видов объектов ТЭК. Он имеет практическое предназначение, поскольку в классификаторе отражено соответствие критических элементов объектам. Есть все основания полагать, что подобный классификатор может служить иллюстрацией ко всей расчётной работе, т.к. в нём представлены критические элементы некоторых видов объектов, базовая угроза, модель нарушителя и степень по потенциальной опасности, чаще всего присваиваемая конкретному критическому элементу.

Наиболее интересным представляется анализ как типов объектов ТЭК, которые попали в перечень объектов, подлежащих категорированию, так и анализ собственно самих критических элементов, по степени потенциальной опасности которых присваивается категория непосредственно объекта. С этой целью была выполнена классификация по критическим элементам, включая распределение видов базовых угроз и моделей нарушителей в зависимости от экспертных оценок, а также вероятные категории.

Проделав поистине колоссальную работу, специалисты пришли к выводу, что при проведении работ, связанных с категорированием, обследованием и созданием паспорта, предприятия сталкиваются с нелёгким выбором: делать ли своими силами тяжёлую работу или пригласить «стороннюю специализированную» организацию, какими качествами должен обладать исполнитель, что должно получиться и главное, что с этим делать дальше.

В процессе работ были выявлены особенности, на которые имеет смысл обратить внимание при организации и проведению подобных мероприятий:

  • Какие основные задачи должно решить предприятие ТЭК в соответствии с требованиями закона ФЗ 256 от 21.07.2011 и Постановлений Правительства РФ №458, 459. 460 от 05.05.2012.
  • Сделать нелегкий выбор:  выполнять задачи собственными силами или пригласить "стороннюю специализированную" организацию.
  • Сформировать критерии к возможному исполнителю работ с точки зрения качества, квалификации и компетенции.
  • Сформулировать требования к ожидаемым результатам по итогам проведения категорирования, обследования объекта, изготовления паспорта и разработки технического задания на систему инженерно-технической защиты по рекомендациям, выставленным комиссией.
  • Как относиться к полученным результатам: это актив предприятия или тяжелое бремя?

Можно констатировать, что по итогам общения с руководителями предприятий и служб безопасности, с представителями ФСБ, МВД, МЧС, Администрациями субъектов мы сочли возможным сформулировать основной вывод: закон возложил  ответственность за безопасность на объекте ТЭК на "бенефициаров". Надо вкладывать средства в безопасность на объекте, который фактически является для собственников источником прибыли из природных недр.

Основные вопросы, которые возникли в процессе проведения работ, заключаются в следующем:

  • Сразу ли реконструировать систему безопасности или можно "растянуть" по времени, согласуясь с планом реконструкции (строительства) предприятия?
  • Как исключить субъективность при определении:

а) эффективности проектного решения
б) эффективности выбранных ИТСО
в) стоимости работ по паспортизации и категорированию и разработки технического задания на реконструкцию (модернизацию) системы безопасности

  • Может ли быть экспертом специалист предприятия, который участвует в опросе по выбору базовой угрозы и модели нарушителя при экспертной оценке?

В этой небольшой статье мы поделились лишь основными аспектами практической работы на предприятиях по категорированию и паспортизации. Рано ещё подводить окончательные итоги и давать какую-либо конкретную оценку проводимым работам, ведь готовится новая редакция Федерального Закона, и определенно последуют изменения в подзаконных актах, которые окажут влияние на весь процесс реализации требований. В одном мы уверены: работа по проведению категорирования и паспортизации была трудоемкой, много рождается практических вопросов и недостаточно однозначных  ответов.

Но работы ведутся и есть результаты, оценить которые предстоит Министерству Энергетики.