Оценка уровня стресса обучающихся в учебном компьютерном классе при выполнение практических заданий PDF Печать E-mail

Настоящей статьей мы начинаем информировать нашу аудиторию с материалами, на базе которых, прямо либо опосредованно, формируется концепция модуля оценки состояния слушателя в процессе исследования и овладения автоматизированной обучающей системой.


1. «Стресс» - определение

Стресс (от англ. Stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой (температурный), световой, голодовой и другие стрессы (облучения и т. д.).

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее.

"Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования […] Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса".

— Ганс Селье, "Стресс жизни"

2. Классическая концепция стресса

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия.

До появления работ этого автора считалось, что реакция организма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диаметрально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же «антистрессорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору.

Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом.

Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:

  • cтадию тревоги;
  • стадию резистентности (адаптации);
  • стадию истощения.

 

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.

 

На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.

Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.

Согласно его теории, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стероидные гормоны – глюкокортикоиды, которые, собственно, и выполняют адаптивную функцию. Следует отметить, что Г. Селье не отрицал важной роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим вопросом не занимался, и соответственно нервной системе в его концепции отведено явно неподобающее ее роли скромное место.


3. Дистресс и Эустресс

Cогласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть вредным (Дистресс) и полезным (Эустресс), Эустресс «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий (рис. 1).

В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму – дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера (рис. 2).

Рис. 1. Факторы, способствующие переходу стресса в эустресс

Рис. 2. Факторы, способствующие переходу первичного стресса в дистресс


4. Результаты стресса

«Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психологической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которой характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов».

Здесь следует отметить, что с точки зрения биологической целесообразности (применение стратегии «Борьбы или бегства») стресс повышает эффективность функционирования систем органов – например, когда человек убегает от агрессивно настроенной собаки или участвует в спортивном соревновании. Снижение работоспособности происходит только тогда, когда природные программы поведения вступают в противоречие с социальными нормами или условиями интеллектуальной деятельности (что проявляется, например, при стрессе авиадиспетчеров или биржевых маклеров).

Близким к состоянию психологического стресса, по мнению некоторых исследователей, является также состояние эмоциональной напряженности. Данные авторы считают, что эмоциональная напряженность, как и стресс, проходит через три стадии: эмоционального возбуждения, эмоционального напряжения и эмоциональной напряженности. Авторы разъясняют свою концепцию следующим образом:

«В ответ на самые различные воздействия со стороны внешней или внутренней среды наряду с отражением и оценкой этих воздействий в сознании возникает определенное эмоциональное возбуждение (некоторая тревога) как сигнальный процесс – подсознательный анализ информации, неудовлетворенной потребности или оценка неблагоприятного состояния в организме. Затем, если человек начинает какую-либо сознательную активную деятельность на основе волевых актов, начинает развиваться эмоциональное напряжение как сигнальный процесс и регуляция функциональных резервов – преимущественно их мобилизация. Эмоциональное напряжение направлено на достижение успеха в выполняемой деятельности. Однако при чрезмерных по силе или астенических по окраске и направленности эмоциях может развиваться негативное состояние эмоциональной напряженности. Характерны в таком аспекте излишняя мотивация и самовозбуждение, очень сильный всплеск стенических эмоций, неоправданно высокая тревога, иногда чувство страха. Под эмоциональной напряженностью понимается состояние, характеризуемое временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, падением работоспособности»

На данный момент получается, что стресс есть понятие положительное во всех отношения. Но это исключительно на первый взгялд. Хотелось бы отойти от непосредственно темы исследования стресса, и перевести взгляд на другое заключение психологов: причины ошибок работников ответственных должностей.

Анализ причин аварийности позволяет выявить основные психологические причины, по которым люди нарушают технику безопасности и создают аварийные ситуации:

Экономия сил — действия, связанные со стремлением облегчить трудовые условия. Рабочие не используют индивидуальные и коллективные средства защиты, не выполняют защитные операции. Выбирают более легкие (хотя и более опасные), действия, рабочие позы и движения. Стремление к экономии сил обостряется на более тяжелых видах производственной деятельности.

Экономия времени — проявляется при намерении увеличить производительность труда за счет ускорения темпа работы, сокращения отдельных действий, не влияющих на конечный результат труда, но необходимых для обеспечения безопасности.

Адаптация к опасности происходит, когда человек по мере работы в опасных условиях привыкает к ним, и в его сознании формируется мнение о безопасности этого вида труда. Недооценка опасности базируется на появлении в сознании уверенности в отсутствии ответственности за свои ошибки, Многолетнее отсутствий травм и гибели людей формирует мнение о невозможности чрезвычайных ситуаций.

Самоутверждение в глазах коллег - желание нравиться окружающим сопровождается стремлением выделиться из окружающих путем демонстрации решительности и смелости в работе в условиях повышенной опасности.

Ориентация на неверно выбранный идеал. В результате общения с нарушителем режима труда молодой сотрудник на фоне отсутствия опыта и критического подхода к событиям копирует деятельность старшего товарища, мастера или бригадира.

Приведенная выше информация была получена на основе изучения различных «эмоциональных» и «психических» состояний человека, а также на анализе различных психологических типов людей. Это достаточно общее описание причин, которые сгруппированы в обширные определения. На самом деле проблема кроется глубже: необходимо учитывать эмоциональное состояние работника, его психологический тип (поведение в той или иной ситуации) и еще огромное колличество факторов.

Предположим, что имеется 3 оператора, задача которых выполнить некоторую последовательность действий при наступление определенной ситуации. Один из операторов обладает обширными знаниями и навыками, но морально он не заинтересован работой, морально подавлен болезнью близкого человека, а его психологический тип предполагает следовать за лидером.

Второй оператор — человек, обладающий всеми необходимыми знаниями, но часть из них он забыл ввиду редкого использования. Также он прирожденный лидер, и находится в прекрасном расположение духа, абсолютно уверен в себе, и готов «свернуть горы», независимо от обстоятельств.

Третий оператор — человек, обладающий всеми знаниями, и готов их исполнять, но у него накопилась некоторая сумма долгов перед банком, чьми коллекторы пришли к нему перед работой (и это невероятно его гложит и отвлекает).

Если быть откровенным, все трое находятся в состояние стресса. И при наступление той ситуации, при которой все трое должны выполнить некоторую последовательность действий, случится авария: лидер вероятнее всего будет стараться взять все под свой контроль, а значит не примет критику в свой адрес. Оператор, который целый день думал на тему выплаты долгов, уже достаточно утомился, и не способен адекватно оценивать ситуацию. Первый же оператор, не получив поддержки на свое замечание, молча выслушает доводы и закрое глаза на грубое нарушение выполнения последовательности действий.

В этом примере хотелось показать, что стресс, как положительный, так и отрицательно губительно влияет на выполнение сотрудником своей работы: чрезмерная уверенность может привести к ошибке, как и чрезмерные сомнения. И самое главное, стресс переводит внимание с выполняемой работы на стрессор (ситуацию, которая вызвала стресс).

Из выше сказанного следует, что стресс пилота недопустим: его задача правильно и своевременно оценивать ситуацию и принимать необходимые меры. Он должен находится в абсолютном спокойствие. Ведь даже повышенная активность, которая, по идее, должна помогать ему, давать ему силы выполнять работу, способна переключить его внимание со всего фронта задач при пилотирование, на какую-то их более значительную часть.


5. Способы измерения уровня стресса

На данный момент существует достаточное колличество методик для измерения уровня стресса: начиная от измерения непосредственно физических величин состояния человеческого организма (артериальное давление, частота пульса и сердцебиений, и т. д.), до бесед с психологами.

Но хотелось бы остановиться на одной из методик: измерение уровня стресса по движению зрачков. Эта методика не требует огромного колличества трубок и проводов, не требует присутствия человека, послностью автономна. Также затраты на ее аппаратную реализацию достаточно малы.

Благодаря этой методике, появляется возможность оценивать уровень стресса в течение продолжительного, и что важнее, реального времени.

При использование данной методики в учебных компьютерных классах появляется возможность оценить уровень стресса во время «виртуального» полета, что может дать достаточную информацию о том, на сколько данный обучающийся готов к «реальным» полетам.

Ведь действительно: пройдя теоретическую часть, обучающийся предполагает, что готов к полетам. Как только попадает в «виртуальную» кабину пилотируемого аппарата, сразу же оказывается, что часть материала не была освоена в полной мере, что-то было пропущенно и т. д. Это приводит к повышению уровня стресса, что означает, что человеку необходимо доработать свои знания.

Также по уровню стресса можно понять, что человек обладает достаточными знаниями, но не до конца уверен в своих возможностях, и в критической ситуацие во время «реального» полета может занервничать, ошибиться, начнет сомневаться, что приведет к неминуемой аварии.


6. Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что стресс — не изученная до конца составляющая человеческой жизни. Но достаточна изучена, чтобы определить состояние человека и предположить его действия в той или иной ситуации.

Неважно, какого рода стресс человек испытывает: и положительный, и отрицательный стресс влияют на работу одинаково негативно.

Измерение уровня стресса и эмоционального состояния человека крайне важно, и дает понять, на сколько человек готов к тому или иному роду деятельности, уверен ли в своих силах, или сомневается в чем-либо. Может ли осознано и нарочно нарушить технологический процесс или нет и многое другое.

Также хотелось бы добавить, что наряду с оценкой стресса, человек должен уметь со стрессом бороться, приводить свое психо-физическое состояние в норму, что позволит ему более ответственно выполнять поставленные перед ним задачи.

 

Список литературы:

1) Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции.
2) http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=15&art=4386
3)http://thelib.ru/books/yuriy_viktorovich_scherbatyh/psihologiya_stressa_i_metody_korrekcii-read-3.html
4) http://psi-doctor.ru/nevrozy/priznaki-stressa.html
5) https://yandex.ru/yandsearch?&clid=2186621&text=%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81&lr=213
6) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81
7) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B3
8) https://ru.wikipedia.org/wiki/Копинг
9) http://maxpark.com/user/1092242589/content/1605126

Обновлено ( 24.09.2016 03:31 )