Практический опыт категорирования и паспортизации объектов ТЭК Печать

Практический опыт категорирования и паспортизации

объектов топливно-энергетического комплекса

Со дня принятия  Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» № 256 от 21 июля 2011 г. прошло чуть менее двух лет. В мае 2012 года были подписаны Постановления Правительства Российской Федерации № 458, 459, 460 от 05 мая 2012г., после чего активизировался процесс по проверке безопасности объектов ТЭК.

В рамках реализации требований Федерального закона специалисты ЗАО «Амулет» выполняли работу с октября 2012 года по май 2013 года, были проведены консультации и обмен мнениями с более чем 120 предприятиями. Специалистов волнуют важные и насущные вопросы: как определять модель нарушителя, как определить базовую угрозу для критического элемента, что считать критическим элементом, учитывается ли собственный ущерб при присвоении категории по потенциальной опасности и многое другое.

На основе имеющегося опыта наши специалисты разработали классификатор критических элементов для некоторых видов объектов ТЭК. Он имеет практическое предназначение, поскольку в классификаторе отражено соответствие критических элементов объектам. Есть все основания полагать, что подобный классификатор может служить иллюстрацией ко всей расчётной работе, т.к. в нём представлены критические элементы некоторых видов объектов, базовая угроза, модель нарушителя и степень по потенциальной опасности, чаще всего присваиваемая конкретному критическому элементу.

Наиболее интересным представляется анализ как типов объектов ТЭК, которые попали в перечень объектов, подлежащих категорированию, так и анализ собственно самих критических элементов, по степени потенциальной опасности которых присваивается категория непосредственно объекта. С этой целью была выполнена классификация по критическим элементам, включая распределение видов базовых угроз и моделей нарушителей в зависимости от экспертных оценок, а также вероятные категории.

Проделав поистине колоссальную работу, специалисты пришли к выводу, что при проведении работ, связанных с категорированием, обследованием и созданием паспорта, предприятия сталкиваются с нелёгким выбором: делать ли своими силами тяжёлую работу или пригласить «стороннюю специализированную» организацию, какими качествами должен обладать исполнитель, что должно получиться и главное, что с этим делать дальше.

В процессе работ были выявлены особенности, на которые имеет смысл обратить внимание при организации и проведению подобных мероприятий:

  • Какие основные задачи должно решить предприятие ТЭК в соответствии с требованиями закона ФЗ 256 от 21.07.2011 и Постановлений Правительства РФ №458, 459. 460 от 05.05.2012.
  • Сделать нелегкий выбор:  выполнять задачи собственными силами или пригласить "стороннюю специализированную" организацию.
  • Сформировать критерии к возможному исполнителю работ с точки зрения качества, квалификации и компетенции.
  • Сформулировать требования к ожидаемым результатам по итогам проведения категорирования, обследования объекта, изготовления паспорта и разработки технического задания на систему инженерно-технической защиты по рекомендациям, выставленным комиссией.
  • Как относиться к полученным результатам: это актив предприятия или тяжелое бремя?

Можно констатировать, что по итогам общения с руководителями предприятий и служб безопасности, с представителями ФСБ, МВД, МЧС, Администрациями субъектов мы сочли возможным сформулировать основной вывод: закон возложил  ответственность за безопасность на объекте ТЭК на "бенефициаров". Надо вкладывать средства в безопасность на объекте, который фактически является для собственников источником прибыли из природных недр.

Основные вопросы, которые возникли в процессе проведения работ, заключаются в следующем:

  • Сразу ли реконструировать систему безопасности или можно "растянуть" по времени, согласуясь с планом реконструкции (строительства) предприятия?
  • Как исключить субъективность при определении:

а) эффективности проектного решения
б) эффективности выбранных ИТСО
в) стоимости работ по паспортизации и категорированию и разработки технического задания на реконструкцию (модернизацию) системы безопасности

  • Может ли быть экспертом специалист предприятия, который участвует в опросе по выбору базовой угрозы и модели нарушителя при экспертной оценке?

В этой небольшой статье мы поделились лишь основными аспектами практической работы на предприятиях по категорированию и паспортизации. Рано ещё подводить окончательные итоги и давать какую-либо конкретную оценку проводимым работам, ведь готовится новая редакция Федерального Закона, и определенно последуют изменения в подзаконных актах, которые окажут влияние на весь процесс реализации требований. В одном мы уверены: работа по проведению категорирования и паспортизации была трудоемкой, много рождается практических вопросов и недостаточно однозначных  ответов.

Но работы ведутся и есть результаты, оценить которые предстоит Министерству Энергетики.